Вступление: Яхтенное путешествие по островам

Это небольшая статья в которой мы хотим рассказать о нашем первом путешествии в Грецию. Мы захотели попробовать отдохнуть не привычным для большинства украинцев способом не заказывая тур через агентство, а как то особенно. Нам повезло познакомиться в 2016 году с Николаем Ховхуном — яхтенным капитаном. Еще при первой встрече он рассказал о своем авторском маршруте путешествия по Греческим островам ионического моря на яхте, но тогда было не до островов, да и вообще это показалось чем-то нереальным и сомнительным. Но пришла весна 2017 захотелось на море и мы вспомнили про встречу с Николаем Хавхуном, быстро списались с ним  в фэйсбуке и понеслась…

Вступает безвиз, но мы не стали ждать и через визовый центр в Киеве оформили шенген в Грецию. На двоих обошлось в 120 Евро, включая медстраховку по 10 евро.

Мы долго приценивались к билетам на самолет, но всё-таки поняли — дешевле на машине. Наш капитан Николай Хавхун предложил ехать на своем дизельном “фольксвагене”. А раз мы решили ехать на машине, то багажник забили под самую крышу.  Это помогло нам сильно удешевить стоимость проживания на яхте и позволило взять с собой много провизии, одежды, видеокамер, штативов, ноутбуков и всякой мелочевки. Расходы на дизтопливо (и даже подсчитали амортизацию) составили 400 евро на весь путь туда и обратно(на 5 человек). Это между прочим 4500 км. Если бы летели, то потратили на билеты в 2 раза больше.

Совет «Не забудьте купить мусорные пакеты, салфетки, моющее. В Европе это дорого»

В Грецию, а именно в Лефкаду мы должны были прибыть 13 мая. Поэтому мы решили выбрать комфорт-вариант поездки и стартовали из Киева 10 мая в обед. Что такое комфорт- вариант? Это только дневные переезды, а ночевки в отелях.

Ну вот и старт. Марш бросок в 550 км  до Черновцов и приличная гостиница со скоростным вайфаем за 300 грн 3-х местный номер.

Подъем в 6 утра, быстрый завтрак и через час уже на границе с Румынией. Переход из-за очереди, а может слабой организованности занял 2 часа. Открыли багажник, поверхностно осмотрели сумки и ящики с продуктами, поинтересовались спиртным. Сказали, что везем несколько бутылок водки и вина. Нас пропустили.

 

Румыния — первая заграница. Это уже Евросоюз, но не шенген и в стране еще ходит местная валюта. Приватовских карточек вполне хватает чтобы расплатиться за топливо и мороженое. Погода с каждым километром становится все приятней и комфортней. На заправке нас встретила семейная свора собак, они оказались очень дружелюбными и артистичными. Им очень понравился наш киевский хлеб и они с радостью подпрыгивали за очередным кусочком.

Совет 1: “Румынию лучше проезжать ночью. Хотя дороги там почти идеальные, но вот совсем нет автобанов и поэтому часто попадаешь в тянучку”

Совет 2:”Не забудьте купить отдельно на границе виньетки для передвижения по Румынии и Болгарии. Без них можно попасть на штраф 150 евро. Виньетка служит в качестве оплаты дорожного сбора и даёт разрешение на проезд по автомагистралям и автомобильным дорогам страны в течение определенного промежутка времени. В Греции покупать не надо.

Румынию мы проехали за день и уже вечером были на границе с республикой Болгарией. Это страна тоже в Евросоюзе, но не в шенгене и пока еще со своей местной валютой Левами. Как считать курс? Просто дели на 2, получишь цену в евро.

Переход границы оказался очень комфортным и быстрым. Во первых : пункт пропуска совмещен между двумя странами, во вторых не надо выходить из машины и достаточно просунуть документы в окошко там поставят штампы и можно проезжать.

Гостиницу нашли без интернета просто заехав в небольшой городок Бяла по дороге. Нotel  Verona. Приличный номер в хорошей гостинице на 3 человека 20 евро. Все вывески написанные по-болгарски в переводе не нуждаются. А вот на слух болгарский понять тяжело. Позавтракали уже в дороге в придорожном уютном кафе. Плотный завтрак: первое, второе, чай и хлеб — 120 грн. с персоны.

В отличие от румын, болгары как-то просуетились и смогли построить приличный автобан. Так что планируя маршрут, через Болгарию в Грецию можете смело рассчитывать, что Болгарию вы пересечете спокойно за несколько часов.

После обеда уже были на границе с Грецией.

Греция это уже полноценный шенген, евросоюз и территория евроденег, но тем не менее мы с такой же легкостью и быстротой пересекли и эту границу.

Решили заехать в Салоники на пару часов, подышать уже теплым майским морем и сразу попали в бешеный ритм города-миллионника. Мы направились к набережной и поняли, что греки очень ценят собственный комфорт и комфорт туристов. Из старой портовой промзоны, ничего не ломая и с минимальными вложениями они смогли сделать тихое местечко, где можно не стесняясь, спать на лавочках и ловить бесплатный вайфай.

Передохнули в  Салониках и попадаем на  суперсовременный платный, компьютеризированный, со множественными уровнями безопасности автобан “Эгнатия”. На нем разрешено двигаться со скоростью 200 км/ч. И только на поворотах дорожные знаки просят ехать со скоростью не больше 100-130 км/ч. Инженерный уровень и качество строительства этого автобана с 79 тоннелями и 1650 мостами одной Греции было бы не потянуть, видно, что трудились всем Евросоюзом. Браво Европа!

Совет:” Держите мелкие евро, чтобы быстро расплатиться за автобан, плата чисто символическая от 1,7 евро до 3 евро. Платных участков будет несколько. Мы потратили около 15 евро туда и обратно за автобан”

До островов ионического моря оставалось недалеко, но уже вечерело, надо было искать ночлег. Нагуглили гостиницу в небольшом городке Гревена. По непонятным причинам оставался один номер на весь городок. Лишь позже узнали, что мы попали на евротурнир по горному мотокроссу и все номера были разобраны участниками. Сняли 2-х комнатный 3-х местный номер за 85 евро и с легкостью поместились туда пятером. Греки в этом плане очень лояльны, спокойно разрешили (притащив откуда-то раскладушку)  расположиться такой численностью. Приятным бонусом с утра был шведский стол, который входил в стоимость номера. Фрукты, мясо, сыры, классная кондитерка, соки и местные угощения — всё что душе угодно. Всё свежее и удивительно вкусное.

Здравствуй Лефкас. Раньше ты был островом, но смелые Греки соединили тебя с материковой частью  подводным тоннелем(жаль не стеклянным). Погода стала совсем летней, но ионическое море работает, как хорошая система кондиционирования.

Впереди небольшие формальности по оформлению ранее забронированной яхты и передачи ее нашему капитану. Общение  капитана и руководителя яхтенной компании происходит  на ломанном английском. Мы рассчитались за аренду яхты за 7 дней и оставили депозитный залог в размере арендной платы. И вот, волнительное заселение на яхту распределение кают, первый инструктаж на судне и знакомство с оборудование. А вечером незабываемый ужин в лучах ласкового солнца, неспешно уходящего за морской горизонт.

Совет: “Сама яхта и мы застрахованы на случай пожара, потопа, землетрясения и любых катаклизмов. А вот за имущество на борту к примеру: разбитый дорогой бинокль, сгоревшая радиостанция (ой, а что это за красная кнопочка, можно я нажму?) прожженные сигаретами матрацы, потерянная надувная лодка или цепь с якорем, за это несут ответственность все в равнозначной доле. Таковы морские законы. Поэтому не зря на яхте, пассажиров называют экипажем и подбор этого экипажа лучше делать заранее на берегу, встречаясь на предварительных собраниях и проговаривая все эти нюансы. Чтобы на борт яхты не попал вместе с порядочными людьми, какой-нибудь алкоголик или сумасшедший и не испортил всем такой крутой отдых.”

 

2 часть. Полный вперед!

Прекрасная погода мы поднимаем якорь и расправляем паруса. Держим путь на Итаку — родину Одиссея. Остров в прямой видимости, но идти до него несколько часов и они пролетают очень быстро. По пути на Итаку зашли в небольшую глубокую бухту и покупались в божественно прозрачной воде.

Остров Итака. Переживали, что некому будет принять швартовые концы на пристани, но капитан успокоил. Помочь пришвартоваться яхте может любой прохожий, оказавшийся рядом с парусным судном или такие же яхтенные туристы как и мы. Нам помог экипаж под британским флагом.

Вечером погуляли по островному городку Вати. Обзорную экскурсию по острову отложили на утро, а за аренду автомобиля договорились заранее, чтобы с утра не тратить на это время. Скинулись по 8 евро и взяли на пятерых Fiat Panda очень свеженькую с 5000 км на одометре, с миниатюрным багажником и просторным салоном. Наш капитан Николай Хавхун перевоплотился в опытного высокогорного водителя авто и экскурсовода, прекрасно знающего дороги и секретные места на Итаке, куда ни ступала нога обычного туриста. Надо обладать незаурядной памятью, чтобы запомнить все повороты, перекрестки, улочки с нечитаемыми греческими названиями. И это только остров Итака, а всего в Греции 2500 островов. Браво капитан!

Совет:” Машинку на прокат берите маленькую, улочки узкие и не забудьте бутерброды, в горах нет магазинов”

Ночь на Итаке. В городе не приветствуются дискотеки, шумная музыка в кафешках и даже громкие разговоры. Мы были под таким впечатлением после дневного автопутешествия по острову, что не заметили, насколько громко разговаривали на палубе нашей яхты за ужином, но потом сами обратили на это внимание и притихли.

Утром, дежурный по камбузу готовит завтрак, кормит экипаж и в 10-00 мы выдвигаемся в сторону острова Кефалония. Погода меняется каждые 30 минут. То несемся в каюту за непромокаемыми утепленными куртками, которые взяли с собой из Киева, то ищем крем от загара. И так несколько раз.

Кефалония. Этот остров раза в 4-5 больше Итаки. На прокат мы взяли машинку  nissan micra. Странно, по мощности и комфорту она оказалась круче чем фиат, но по цене на 10 евро дешевле. Машина зверь.

На этом острове ионического моря столько интересного, что в принципе можно было исследовать его все путешествие, все 7 дней. Мы побывали в секретных пещерах и гротах, на  пляже из мраморной крошки, на высокогорном пастбище чудаковатых коз. В одной бухте острова шел тропический ливень, в соседней  можно смело загорать на пляже. На острове Кефалония есть даже собственный полуостров, реки и озера. А вечером к нам пришел в гости местный житель Юрий- давний друг нашего капитана. Юрий 15 лет назад переехал в Грецию на этот остров из Нью-Йорка. Еще в начале 90-х он покинул  Украину и начал обживаться  в США : смог получить там гражданство и заработать пенсию. А как-то раз судьба его закинула на остров Кефалония и он понял, что рай  на земле существует. Вот такие дела ребята.

 

Часть 3. Самый долгий переход.

Меганиси.

Проведя 2 суток на Кефалонии, отправляемся на миниатюрный остров Меганиси. Хотя было солнечно и тепло, переход был сложным, в этот раз с нашими яхтенными  парусами решил поиграться ветер. Он, то стихал до штиля, то набрасывался шквалом, пытаясь разорвать наш парус. Капитан принял решение, идти против ветра под мотором. Мы потеряли ход, зато перестали волноваться за парус. К моему удивлению расход дизельного топлива главного двигателя яхты был около 1,5 литра в час. Мне казалось, что такой движок будет потреблять не менее 10 литров. Поэтому за весь поход с учетом холостого хода в портах и швартовках мы потратили всего 35 литров дизельного топлива.

На острове Меганиси стоянка для яхт платная. Стоимость 50 евро в сутки. Но можно на платить, так как хозяин ресторана(он же собственник причала)предложил интересный маркетинговый ход: не платите  за парковку, а потратьте эту же сумму на ужин, обед или завтрак в их заведении. Трудно не согласиться.

Сам остров очень душевный и маленький, его можно обойти за несколько часов пешком. А можно снять мопед, велосипед или каноэ. Мы прогулялись без транспорта.

Но все-таки полностью обойти  пешком не решились. В следующий раз точно попробуем.

Тихая и звездная ночь на Меганиси. Утреннее купание на небольшом пляже, немного подводной съемки на гоупрошку. Заметили, что из-за невероятного потока положительных впечатлений, перестали контролировать время, и ни один член экипажа(кроме капитана) не смог назвать день недели. Но капитан напомнил, что уже пятница, а в субботу нужно быть в Лефкаде и сдавать лодку. Поэтому по хорошей погодке, мы выдвинулись в Лефкаду. Море было идеально гладкое, и на палубе не было никакой работы с парусами. Можно порисовать или посидеть за компьютером.

Снова остров Лефкас, быстрая швартовка и свободный вечер в вечно молодом городе Лефкада. Гуляли до поздней ночи, горожане тоже не спешили спать. Остров связан с материком всепогодным подводным тоннелем,  поэтому многие греки просто приезжают отдохнуть сюда на выходные слегка развеяться. Ресторанов и кафе не пересчитать. Маленьких магазинчиков еще больше. Почему-то не захотелось возвращаться домой. Но…

Сдали яхту и инвентарь, ничего не потерялось. На микроавтобусе забитом химией и всевозможным оборудование приехала клининговая бригада, которая за 4 часа полностью подготовит яхту для следующих туристов.

А мы запаковали вещи в багажник и вперед на Киев.

Обратно неплохо сэкономили. Летели в режиме харддрайв, без ночевок в отелях, меняя друг друга за рулем. Доехали до Украины за 1 сутки преодолев 1500 км, еще на 500 км от Черновцов до Киева потратили 12 часов по нашим дорогам. К слову сказать, ям на наших дорог практически нет, все успели подлатать. А вот горбатость осталась. Любимая Украина радует такими же чистыми туалетами на заправках, как и в Европе, относительно дешевым топливом, вкусными и недорогими обедами в придорожных кафешках.

Киев встретил мощным ливнем и городской суетой. Хотелось побыстрее добраться домой, сесть за компьютер, перекачать с флешек 300 гигов видео и фото и снова увидеть Итаку, Лефкас, ночную грозу на соседнем острове. Услышать шум прибоя в гротах мраморного пляжа и перелив медных колокольчиков от пасущихся коз и овец  на неприступных вершинах загадочной Кефалонии.